Может показаться странным, но Хэллоуин, каким мы его знаем, относится к тем самым древним традиционным праздникам с давней и славной историей, чей современный облик, символика и мифология сформировались не ранее начала XX века. Как и гражданский Новый Год, кстати. Хотя, конечно, предыстория у хэллоуина довольно длинная и запутанная.
Прежде всего надо честно отметить, что собственно оригинальный Хэллоуин это чисто британский праздник. А если совсем точно – один из главных праздников британских кельтов, а возможно, и доиндоевропейского населения Британских островов, если залезать в совсем уж седую старину. Но давайте ограничим глубину исторического расследования разумными рамками. Так вот, у кельтов Британских островов был очень важный праздник: Самайн (его иногда ещё называют Самхейн, хотя и то и другое имеет весьма отдалённое отношение к оригинальному кельтскому произношению, разве что тоже начинается на "с" и кончается на "н"). Праздник этот знаменовал завершение сбора урожая, а заодно и новый год.
С введением на Британских островах христианства, старые праздники никуда не делись, особенно такой важный и популярный как Самайн. После долгой и бесплодной борьбы, церковь начала включать эти праздники в свой литургический календарь. Самайн приходился на период где-то между концом октября и началом ноября (привязка его к формальному григорианскому календарю – не более чем болезненный перекос сознания некоторых, не шибко грамотных в собственной вере, "неоязычников"), соответственно ближайшим христианским праздником оказался День Всех Святых. По крайней мере в версии католической церкви, которая тогда и властвовала на Британских островах. Вот и получалось, что днём 1 ноября славили Всех Святых, а в ночь перед этим (с 31 октября на 1 ноября) – Самайн.
Собственно, это был первый шаг по превращению Самайна в Хэллоуин.
Что из себя представлял Самайн?
Если коротко, Самайн
а) Завершал сельскохозяйственный сезон, окончательно и безповоротно.
б) Завершал светлую часть года и открывал тёмную
в) Был праздником нового года
г) Был днём (ночью) поминовения предков.
Кстати, кельтские народы и сейчас славят в ночь с 31 октября на 1 ноября не Хэллоуин, а именно Самайн (и месяц ноябрь в ирландском, например, языке так и называется: samhain). Соответственно и обряды этих дней (а Самайн, согласно историческим источникам, продолжался 7 дней): пьянка пир, дети ходили колядовать (хотя называлось это, скорее всего по другому), что частенько совмещалось с карнавалом ряженых, девушки гадали на суженого, главы семей – на зимнюю погоду и будущий урожай, проводили поминальные обряды. Между прочим и сейчас в Ирландии и Шотландии важной частью Самайна остаются поминальные обряды, в эту ночь принято рассказывать легенды о предках, а вовсе не рядиться в упырей и чертей.
Важным атрибутом поминальных обрядов было то, что сейчас называют "светильник Джека": вычищенная изнутри репа, редька, брюква или какой другой корнеплод, на котором вырезали лицо (глаза и открытый рот), а внутрь ставили свечу. Считалось что такие светильники помогают душам умерших найти путь в царство мёртвых (в христианской традиции – в чистилище).
Светильник Джека, Ирландия, начало XX века.
Он же должен был отгонять от дома злых духов и/или защитить дом от Дикой Охоты.
Собственно Хэллоуин
Самайн стал превращаться в Хэллоуин после введения на Британских островах христианства. Как уже было сказано, Самайн привязали к празднованию Дня Всех Святых и его название в англоязычной традиции является сокращением от фразы All-Hallows-Evening (Вечер Всех Святых), что намекает на то, что англо-саксы переняли у кельтов Самайн уже после своей христианизации. Внешняя обрядность Самайна при этом более-менее сохранилась, а вот содержание стали забывать. Прежде всего были утрачены обряды, связанные с поминовением предков, по крайней мере у англичан, у кельтов они сохранились и по сей день. Остались ряженые, калядование и светильник Джека.
Процесс этот был долгим и медленным, популярность праздника то росла, то падала, но на границе XIX и XX веков своё веское слово сказала Америка.
Во-первых, всё чаще и чаще светильник Джека стали делать из тыквы – овоща, который наряду с помидором и картошкой пришёл в Европу из Америки. И проще (нутро вычищать), и дешевле, и больше он, потому эффектнее. Впервые тыкву для этой цели использовали в конце 1830-х годов, а сейчас... а кто вообще сейчас знает, что такое брюква?
Во-вторых, на праздник стали всё чаще и чаще рядиться в карнавальные костюмы и карнавал, долженствующий изображать Дикую Охоту, окончательно превратился в карнавал нечистой силы и вытеснил всё прочее содержание праздника. Случилось это границе XIX и XX веков, тогда же появился обычай носить светильник Джека с с карнавальным шествием/компанией (до того он должен был охранять дом). Своё веское слово добавили также торговля и неразрывно связанная с ней реклама, увидевшие в популярном празднике хороший повод для роста продаж.
С этого момента Хэллоуин начал своё победное шествие по миру и из глубокой религиозной традиции британских кельтов превратился в популярный светский карнавал с налётом мистики.
На сейчас
Хэллоуин весьма популярен в самых разных странах, принадлежащих самым разным культурным традициям, но несмотря на это везде, даже у себя на родине остаётся праздником неофициальным. Сейчас это большей частью чисто детский праздник или молодёжная тусовка. Похоже, что Хэллоуин повторяет путь, который проделало католическо-протестантское Рождество, превратившееся ныне во всенародный, традиционно русский праздник гражданского Нового Года. Чтобы это произошло требуются два фактора: время и какой-нибудь официальный календарный повод. Если первое – дело наживное, то со вторым пока наблюдается некоторая напряжёнка, но, по большому счёту это и не обязательно. Тем более что неоязычники тоже могут тут внести свою лепту.
В России
В современной России, как следствие исторических потрясений XX века образовался явный дефицит праздников в осенне-зимний период. И если большевики, вытравив церковную, а заодно с ней и древнюю народную традицию, сформировали собственный пул праздников, эмоционально и эгрегорно значимых, то современная российская действительность, истребив праздники коммунистические не дала взамен ничего. Это за 25 лет постсоветской истории!
Сам этот факт, между прочим, заставляет задуматься о многом, но сейчас речь о Хэллоуине. Так вот, в результате этого дефицита период между эгрегорно значимым 1 сентября и Новым Годом праздников нет. Насколько это болезненно хорошо заметно по торговле: в этом году новогодняя торговля в Москве де-факто началась 20 октября.
В советское время этот промежуток заполнял праздник 7 ноября – годовщина Октябрьской Революции, праздник эмоционально и эгрегорно значимый. Сейчас это место оказалось пусто, а свято место, как известно, пусто не бывает. Пустоту заполнил иноземный Хэллоуин. Он хоть и не имеет никакой эгрегорной значимости, но чрезвычайно эмоциональный и позволяет молодёжи окунуться на время в мир столь популярного ныне фэнтези. Не удивительно что в молодёжной среде (особенно среди образованной молодёжи) Хэллоуин стал чрезвычайно популярным.
В то же время, наличие тяжёлой формы фимоза головного мозга у значительной части населения (никогда не думал, что в России столько фимозных мозгов!) делает Хэллоуин весьма скандальным праздником. Как, в своё время, Новый Год, введённый в обиход Петром I и ставший популярным опять же, на стыке XIX и XX веков. Однако несмотря на яростное сопротивление определённых кругов, популярность Хэллоуина растёт, причём большей частью среди молодёжи, поэтому, берусь предсказать, лет через 20 Хэллоуин может стать у нас столь же всенародным, как и Новый Год.
Отношение к празднику
Фимозные мозги по всему миру негодуют, но реально сделать ничего не могут, разве что в аятолистском Иране и запрещённом в России Исламском Государстве. Ну или каких-то близких по духу государственных и псевдогосударственных образованиях. Официальные церкви выказывают реакцию различную, порой различную даже в рамках одной и той же церкви. Более вменяемые церковные деятели понимают разницу между ставшим уже вполне светским праздником и церковной жизнью, невменяемые (которые, увы, и задают пока тон в РПЦ) всегда против и требуют запретить на государственном уровне. Что совсем недавно вылилось в заявление "группы граждан" в Генеральную прокуратуру с требованием запретить празднование хэллоуина. Как можно запретить неофициальный праздник, не уточняется. Впрочем, это уже было. Ходили активисты, заглядывая в окна и отлавливая рождественские ёлки, ходили другие активисты, вылавливая на танцплощадках людей, одетых не по совковой моде... Искренне надеюсь, что отечественные правоохранительные органы окажутся достаточно вменяемыми, чтобы не уподоблять Россию, в очередной раз, Исламскому Государству. |