Фантас
Воскресенье, 2024-04-28, 9:34 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Январь » 22 » Ко дню рождения Игоря Моисеева( 21. 01. 1906-2. 11. 2007)
4:40 PM
Ко дню рождения Игоря Моисеева( 21. 01. 1906-2. 11. 2007)

 
Имя Игоря Моисеева давно стало не просто именем, а брендом выдающихся достижений нашей страны. Легендарный балетмейстер создал ансамбль, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера. 

Он родился 21 января 1906 года. По семейной легенде, балетом стал заниматься по настоянию отца. Однажды тот стал свидетелем драки в подворотне и, когда пришел домой, сказал сыну, что он будет не драться, а заниматься балетом. И немедленно, буквально завтра, пойдет в балетную школу. 

Поразительно признание Моисеева, что ансамбль он организовал «не от хорошей жизни», а оттого, что его выжили из Большого. Еще совсем молодым человеком он стал балетмейстером. Поставил «Спартака», но вмешалась зависть коллег. «Мне сказали: танцевать можете, а ставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество мне было важнее исполнительства», — вспоминал Моисеев. 

Хореограф ушел и организовал собственный ансамбль. Шла война, но Моисееву дали денег на ансамбль. А дальше — воля провидения. Однажды Моисееву посчастливилось встретиться с самим Сталиным, и вождь распорядился выделить молодому педагогу лучшее в Москве помещение для ансамбля. Что это? Везение? Удача? Моисеев усмехался и говорил: «Вы же знаете, везения не существует. Есть душевный труд и душевный опыт, который передается с каждым последующим перерождением души».

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что народные танцы — это искусство. Это кажется простой истиной. Парадокс в том, что эту истину до нас донес именно Моисеев. Ведь до него никому не приходилось рассматривать народны танец наравне с танцем классическим. 

Почему этого не происходило раньше — удивлялся сам маэстро. 

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык», — говорил Моисеев. 

Он рассказывал: "Меня часто спрашивают: "Чем вас привлекает народный танец?" Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом. Я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки различных танцевальных спектаклей. Танец, несомненно, будет находить все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать развитию человеческого сознания, человеческого опыта, человеческой морали. Народный танец нуждается в тщательном изучении. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца. Такой путь не мною придуман". 
 
«Сиртаки»

 

Как известно, «Сиртаки» — это не народный греческий танец. Но у Моисеева это был один из тех номеров, на котором учили танцевать в ансамбле. Известно высказывание Моисеева: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля». У маэстро было особое отношение к солистам. Он учил не проявлять себя, а действовать всем коллективом. В его коллективе были лидеры, которые танцевали лучше других, но особенность ансамбля была и в том, что любого солиста можно было заменить и любой участник коллектива мог исполнить сольную партию. 
 
«Яблочко» 

 


В ансамбле уверены, что школа Моисеева может служить альтернативой службе в армии. Здесь говорят: «Отдайте ребенка в школу Моисеева, и, дай Бог, он проработает год или два. Вы получите дисциплинированного, образованного, воспитанного мужчину».
По системе Моисеева танцору нужно развивать не только ноги, но и, например, актерские навыки. Для народного танца это важно, и не случайно в каждом произведении, даже в самой маленькой миниатюре, есть актерские образы. На каждой репетиции Моисеев советовал своим ученикам «включать голову». Вывозя коллектив на гастроли, Моисеев лично водил свой ансамбль по лучшим музеям и картинным галереям. 
 
«Венгерский танец»

 


Моисеев много ездил по стране и по миру, он лично искал и находил нужные обороты, движения, настроения. Танцы ансамбля — это не в чистом виде народные танцы. Они обработаны мастером, причем сам Моисеев говорил, что умение додумывать в том ключе, в котором создано музыкальное произведение, требует особенного чутья. Обязательным условием создания народного танца прославленный балетмейстер считал радость. «Народный танец проистекает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, он рожден быть оптимистом. А пессимистом нас делают окружающие обстоятельства». Моисеев признавался, что порой для того, чтобы излучать радость и оптимизм, ему приходилось совершать «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было нужно, ведь чем больше пессимизма в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве. 
 
«Татарочка»

 


Исполнители танца говорили, что «Татарочка» — один из самых сложных танцев, в котором им приходилось подолгу, до тошноты, выполнять огромное количество мелких движений ногами. Мастер был упрям. Одно и то же движение танцоры могли оттачивать месяцами. «Товарищи, что вы как сонные мухи?» — то и дело повторял строгий Моисеев. 
Он редко хвалил. Наивысшей похвалой у него была фраза: «Ну, теперь как у взрослых». 
 
«Калмыцкий танец»

 


Вопреки верованиям калмыков-буддистов Моисеев точно знал, что душа бессмертна и во всякой новой жизни она воплощается в новое живое существо. Он считал, что талант — это знание, накопленное душой в предыдущей жизни. «Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, — это то единственное, что мы можем унести с собой. Это то, что питает душу. После смерти человек не теряет это, и в другой раз рождается с тем нажитым духовным богатством, которое он приобрел раньше», — говорил маэстро. 
 
«Финская полька»

 


Коллеги Моисеева удивлялись, когда мастер задумал поставить финский танец. Им казалось, что финские народные танцы — это скучно и однообразно. Но не тут-то было. Работая над движениями, мастер довел их до абсурда. «Абсурд — это то, что обожает публика. Посмотрите, как логично и хорошо одно абсурдное движение проистекает из другого!»
 
Танец аргентинских пастухов «Гаучо»(каждое женское сердце замирает)

 

Этот танец считается моисеевским шедевром. Глядя на этих молодцев, трудно поверить, что исполнение им давалось нелегко. Как вспоминал солист Рудий Ходжоян, одежда аргентинского пастуха была страшно неудобна, а шпоры на сапогах — невероятно тяжелы. Простому человеку в таком наряде и ходить-то было бы сложно, не то что танцевать. 
 
«Ночь на Лысой горе» 

 


Этот танец на музыку Мусоргского — еще одно неслучайное звено в творчестве великого Моисеева. Будущий балетмейстер родился в Киеве. Его отцом был дворянин, адвокат Александр Моисеев, а матерью — француженка-модистка. Отец и мать познакомились в Париже, в кафе, куда забегали швеи перекусить во время обеденного перерыва. Игорь Моисеев долгое время воспитывался во французском пансионе, в совершенстве знал французский язык. Семья жила на две страны. В какой-то момент они решили окончательно перебраться во Францию, и даже был куплен билет, но началась первая мировая война, и Моисеевы остались в России. 
 
«Русский танец»

 


В 1955 году ансамбль произвел фурор во Франции. Французы и не думали, что в Советском Союзе может существовать такое искусство. Такого не было со времен «Русских сезонов» Дягилева. На концерты коллектива выстраивалась очереди, а сам коллектив выступал в «Гранд Опера» — неслыханная честь, которой ни до, ни после не удостаивался ни один народный коллектив. «Если концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный», — писали французские газеты. 

С тех пор коллектив всё чаще и чаще стали выпускать за рубеж. Моисеев вспоминал, что ему завидовали: «Что ж вы, товарищ, всё по заграничным командировкам разъезжаете!» — недовольно тянули партийные боссы. Впрочем, им не на что было жаловаться. Из командировок Моисеев привозил в госказну чеки на миллион долларов.
 
«Арагонская хота»

 


 
Выступление ансамбля Моисеева на «Евровидении»

 


В 2009 году ансамбль Моисеева феерично выступил на «Евровидении», проходившем в Москве. Правда, в ложе уже не было отца-основателя коллектива. Легендарный хореограф умер в 2007 году. Судьба щедро отмерила ему 101 год. 


И ещё один танец...
Сицилийская тарантелла.

Просмотров: 445 | Добавил: mievasv | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024