Юрий Алексеевич Гагарин... Космонавт №1 планеты Земля. Его знакомство с Вселенной длилось 108 минут. Корабль «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур в Казахстане. Спускаемый аппарат приземлился после совершения одного оборота вокруг Земли.
В нескольких километрах от поверхности космонавт катапультировался и опустился на парашюте. Казалось, полет прошел гладко. Но все было не совсем так. Вернее, совсем не так...
Почему Гагарин?
В первый отряд отобрали 20 человек. За месяц до старта среди них провели опрос: кто достоин быть первым? 19 человек назвали Гагарина. Вообще-то лидеров было два: Гагарин и Титов. Но первый космонавт в какой-то степени олицетворял эпоху, был символом Родины.
Герман Титов писал о Гагарине: «Сын крестьянина. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик. Этой дорогой нашего поколения прошли тысячи сверстников Юрия... Я почувствовал, что первым полетит Гагарин. Ездили в Москву, на Ленинские горы, потом на Красную площадь. Я заметил, что фотокорреспонденты и кинооператоры больше других снимают Юру. И подумал: "Значит, все-таки он...". Хотя надеялся, что первый полет могут доверить и мне...»
Павел Попович, космонавт-4, рассказывал:
- Мы понимали: Попович - украинец, Андриян Николаев - чуваш, Марс Рафиков - из Киргизии, Валерий Быковский - сложноопределимой национальности... Гагарин и Титов - русские... Хотя не только в этом дело... Юра был каким-то особенным. Вы сейчас можете представить, что первым космонавтом мог стать кто-то другой, не Гагарин?! Вот и я не могу.
Говорят, Хрущев, узнав, что Титова зовут Герман, воскликнул:
- Это еще что за немецкое имя?!
После Великой Отечественной войны прошло менее 16 лет.
Перед полетом в неизвестность
«Странно, когда Юра переводился в Звездный, он волновался значительно больше, - вспоминала вдова Гагарина Валентина Ивановна. - А тут был спокоен, хотя и немножко рассеян.
- Береги девчонок, - сказал он тихо.
Я поняла - все предрешено... В ту ночь мы говорили о разном и не могли наговориться... Утром он еще раз осмотрел свои вещи - не забыл ли что? - щелкнул замком своего маленького чемоданчика. Поцеловал девочек. Крепко обнял меня. Я вдруг почувствовала странную слабость и торопливо заговорила:
- Пожалуйста, будь внимателен, помни о нас...
Юра успокаивал:
- Все будет хорошо, не волнуйся...
И туг я спросила о том, о чем спрашивать было нельзя:
- Кто?
- Может, я, может, другой...
- Когда?
Он на секунду задержался с ответом:
- Четырнадцатого.
Я потом поняла, что Юра назвал это число, чтобы я не волновалась в канун действительной даты».
В корабле
Среда 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин сел в корабль, в спускаемый аппарат-шар диаметром 2,4 метра. Инженеры-монтажники Владимир Морозов и Николай Селезнев начали завинчивать за космонавтом 30 (!) замков крышки люка №1.
Рассказывает ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский:
«На связь вышел главный конструктор Сергей Павлович Королев:
- Как у вас дела с люком, все нормально?
- Все в порядке.
- Вот в том-то и дело, что не в порядке! Нет КП-три!
Монтажники замерли. КП - это электрический контакт-датчик прижима крышки к шпангоуту люка. Его отсутствие может означать нарушение герметичности корабля на орбите.
- Для проверки контакта успеете снять и снова установить крышку?
- Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что мы будем снимать крышку и откроем люк.
- Все передадим. Спокойно делайте дело, не спешите.
А времени почти не было».
Но монтажники уложились точно в срок.
Связывались с «Востоком» не только по делу. Велись и обычные разговоры.
«Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.
Гагарин: Ясно.
Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.
Гагарин: Ага. Понял.
Королев: 63 штуки, будешь толстый.
Гагарин: Хо-хо.
Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.
Все смеются.
Королев: Зараза, а ведь он записывает все, мерзавец (имеется в виду магнитофон. - Прим. автора). Хе-хе. Юра, ты сейчас занят?
Гагарин: Да, есть тут работа. Но не очень занят. Что нужно?
Королев: Нашел продолжение "Ландышей", понял?
(Тогда была модной песня в исполнении Гелены Великановой, со строчками:
Ландыши, ландыши -
Светлого мая привет,
Ландыши, ландыши -
Белый букет.
Песня слегка надоела космонавтам, и они «дополнили» текст своими строчками, которые вряд ли прозвучали бы со сцены:
Ты, дружище, не спеши...
Заберемся в камыши...
Там напьемся от души...
На фига нам эти ландыши?! - Прим. автора).
Гагарин смеется.
Гагарин: Понял, понял. В камышах?
Королев: Споем сегодня вечером».
После старта - не нажить бы инфаркта...
Главный конструктор внимательно слушал доклад оператора по телеметрии во время выведения «Востока» на орбиту. По программе, цифра не должна была меняться, что свидетельствовало бы о нормальном полете ракеты-носителя.
- Пять... пять... пять... - монотонно бубнил мужчина, просматривая показания приборов со все увеличивающегося расстояния.
И вдруг...
-Три!!! Три... Три...
- Что - авария?! - закричал Королев.
- Ну, что же ты молчишь?!
- Не знаю... - испуганно ответил оператор.
Одновременно исчезла связь с Гагариным... Неужели - катастрофа?!
- Н-ну! - вытянул губы трубочкой главный. - Ну! Ну!
- Пять!!! - радостно-удивленно воскликнул оператор. - Наверное, просто сбой в телеметрии был.
- Сбой?! - прошептал Сергей Павлович, нащупывая в кармане лекарство.
- Такое жизнь намного укорачивает.
Опасное приземление
Путь домой - самый трудный участок полета, тем более - первого. Если бы что-то произошло на старте, у Гагарина оставался бы приличный шанс уцелеть при катапультировании. При аварии на орбите Юрий остался бы в космосе на месяц и погиб бы через 10 суток - не от голода и жажды, а от удушья.
Было заготовлено три варианта сообщения ТАСС. Первое - торжественное, на случай успеха. Второе - если корабль, не достигнув орбиты, упадет где-то в океане или тайге. При этом СССР обращался к правительствам стран с просьбой о помощи в поиске космонавта. А третье - о гибели первого космонавта в результате катастрофы. Второе и третье сообщения, слава богу, не пригодились.
...Пользуясь Солнцем как ориентиром, «Восток» переходит на спуск. Корабль вращается вокруг оси.
Из отчета космонавта:
«Я почувствовал, как заработал тормозной двигатель, включение произошло резко. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду. Все кружилось колесом - голова, ноги. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Я решил, что тут не все в порядке. Прикинул, что все-таки еще тысяч шесть километров до СССР, да Советский Союз тысяч восемь, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать...».
Спускаемый аппарат доставил Юрия Алексеевича в атмосферу, далее - катапультирование.
«На высоте 7000 метров - хлопок, - и ушла крышка люка. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Вылетел с креслом. Ввелся в действие стабилизирующий парашют, потом основной. Я сразу увидел: река большая - значит, Волга. Кресло от меня вниз ушло. Думаю, в Саратове приземлюсь...»
И - новая опасность. Не открылся клапан, что подавал воздух для дыхания.
«Приземление очень мягкое было... Уже на земле шлем открыл, с закрытой шторкой приземлялся. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда надевали скафандр, попал под демаскирующую оболочку - и так все притянуло, минут шесть я все старался его достать. Но потом с помощью зеркала вытащил этот тросик и открыл его нормально...»
Мужество и самообладание - прежде всего!
Я - свой!
Гагарин приземлился в поле возле деревни Смеловка, на виду у удивленных колхозницы Анны Тахтаровой и ее внучки Риты. Женщины пошли было к нему (не нужна ли помощь?), но остановились. Яркий оранжевый скафандр и большой шлем напугали.
«Тут я начал махать, кричать:
- Свой я, советский, не бойтесь, идите сюда!
Неудобно идти в скафандре, но все-таки пошел. Сказал, что прилетел из космоса...»
Он уходил в космос старшим лейтенантом, а вернулся - майором. Так что Гагарин никогда не был капитаном.
...Все остальное случилось уже потом
- и полет на комфортабельном лайнере до Москвы, и красная ковровая дорожка во Внуково. И ликующие толпы на улицах с плакатами «Космос - наш!», «Чур, я - второй!». А Гагарин улыбался с трибуны, немного усталый, как человек, выполнивший трудную, опасную, но необходимую работу.
Источник:https://divo.ucoz.ru/blog/pravda_o_polete_gagarina/2013-02-08-364
|