Фантас
Четверг, 2024-05-09, 6:54 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная БлогРегистрацияВход
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2022 » Февраль » 17 » Судеб сплетенье . Истории любви: Матисс и натурщица.У их отношений не было будущего.
11:16 AM
Судеб сплетенье . Истории любви: Матисс и натурщица.У их отношений не было будущего.

 

Тома toma перепечаталa из www.sb.by

1932 год.

Молодая и одинокая русская эмигрантка, уроженка Томска, Лидия Делекторская, на автобусной остановке в Ницце читает объявление, что некоему художнику по фамилии Матисс требуется ассистентка. Далёкая от живописи Лидия эту фамилию маститого к тому времени художника видит впервые. И вот она переступает порог его мастерской. Матиссу к тому времени исполняется 63 года, Лидии — 22.


Поработав несколько месяцев моделью для заказанного в Америке Матиссу грандиозного панно , Лидия покинула его мастерскую.
Но тут тяжело заболела жена художника Амели, и супруги вспомнили скромную, немногословную и исполнительную русскую девушку и пригласили её в качестве сиделки.
Если бы только Амели знала, чем обернется для нее этот выбор! Но на тот момент она была совершенно спокойной в отношении девушки, ведь та была не во вкусе художника: потому что была уверена, что художнику не нравятся светловолосые девушки.
ему больше были по душе темноволосые южанки.

И действительно, первое время Матисса не особо трогала сдержанная славянская красота Лидии. Пока в один день он не попросил ее застыть на месте и не шевелиться: так он впервые разглядел в ней что-то, заставившее его немедленно взяться за кисть и начать писать портрет девушки. И вот, начиная с 1935 года, когда Лидия стала чуть ли не каждый день позировать для Матисса, и до лета 1939 года художник написал не менее 90 картин, и это не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов.

Лидия была настолько далека от искусства, что поначалу не имела ни малейшего представления, кто был ее работодателем: «До этого я над живописью вообще мало задумывалась, — говорила она. — И даже тот факт, что Анри Матисс был художником с мировой известностью, долгие годы оставался для меня абстракцией: понаслышке я это знала, но я этим не прониклась, до меня это „не доходило“. Матисс это видел, но в вину мне этого не ставил и не старался меня поучать. Он лишь поддерживал мой интерес к его работе».
Помимо выразительной внешности, которая привлекала Матисса как художника, Лидия обладала качествами, которые постепенно сделали ее незаменимой для него. Порядочность, рассудительность, организованность и аккуратность во всем способствовали тому, что постепенно все дела в доме перешли в ее ведение: Лидия стала вести и хозяйство, и дела Матисса.
Лидия стала для Матисса всем: музой, служанкой, экономкой,  утешительницей. Она стала для него просто абсолютно необходимой  практически во всём.

Все зашло настолько далеко, что Амели, супруга художника, стала настаивать на том, чтобы ее бывшая сиделка покинула дом. «Мадам хотела, чтобы я ушла, причем вовсе не из женской ревности, а из-за того, что я вела все дела и заняла слишком большое место в доме», — вспоминала Лидия.
Но художник уже не мог обходиться без своей русской помощницы, и тогда решила уйти Амели.Амели Матисс  уехала к дочери в Париж.
 
Анри с Лидией остались вдвоём. Насколько близки были Анри и Лидия, как мужчина и женщина? Никто и никогда об этом вслух не говорил. Да и не наше это дело. Важно то, что, благодаря Лидии, Матисс прожил долгую человеческую и творческую жизнь и был счастлив в свои последние годы.
«Вас интересует, была ли я „женой“ Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. В течение 20 лет я была „светом его очей“, а он для меня — единственным смыслом жизни», — писала Лидия об отношениях с художником.Он не мог без нее работать, не мог без нее отдыхать. Лидия была нужна ему, как воздух.

В 1941 году ему диагностировали рак, он практически не мог уже ходить, но прожил ещё 13 лет, активно занимаясь творчеством.
Когда художник умер в 1954 году, Лидия за один день собрала свои вещи и навсегда покинула его дом.
На похороны её никто не позвал.Дети Матисс ненавидели Лидию, считали ее русской интриганкой. Как сказал один из внуков художника: "Она была всего лишь наёмной работницей".


Всё время жизни Лидии в доме Матисса художник дважды в год (на Рождество и на её день рождения) дарил ей свои картины. Он понимал, что ей ничего не достанется из его наследства и хотел хоть как-то обеспечить её жизнь после своего ухода. Кроме того, в какой-то момент Лидия из своего не очень большого жалованья, которое платил ей Матисс, стала покупать у него же по "разумной", то есть по вполне рыночной цене, его рисунки. К моменту смерти художника у неё скопилась весьма приличная коллекция работ Матисса, которая, продай она её, могла бы обеспечить ей безбедную жизнь до конца дней.


Лидия же всю оставшуюся жизнь прожила одна, полностью посвятив себя работе с наследием художника.Она не продала ни одной вещи из этой коллекции. Экономила буквально на всем и все сбережения тратила на приобретение работ Матисса, которые отправляла в Россию, в качестве дара музеям Москвы и Санкт-Петербурга. В общей сложности Лидия подарила ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажу более двухсот картин, эскизов, рисунков, книг и скульптур Матисса.
Издала его работы — два огромных каталога по полторы тысячи страниц ( В благодарность за это советское правительство отказало ей в предоставлении гражданства СССР, которое она просила.)
Организовала музей на родине художника в Ле Като-Камбрези. Помогала организовывать выставки Матисса и стала главным специалистом по его творчеству. Казалось, Лидия делала все, чтобы сохранить контакт с художником даже после его смерти.

Всю жизнь она очень скромно и одиноко прожила в маленькой парижской квартирке, ездила на общественном транспорте, была самым авторитетным в мире экспертом по творчеству Матисса, но до конца дней категорически отказывалась давать любые интервью.

Когда Константин Паустовский приехал во Францию в составе писательской делегации из СССР, Лидия Николаевна специально пришла к нему в гостиничный номер, чтобы взять автограф. Она высоко ценила его талант. Со временем Лидия  Делекторская перевела на французский  язык  все 11 томов сочинений  Паустовского.

Лидия Делекторская дружила с внуком Поленова, и когда тот спросил, не нужна ли ей какая-нибудь помощь, то она ответила: «Когда мне понадобится эта помощь, я уйду к нему» — и указала пальцем вверх.

Видимо, такой день настал, В 1998 году в возрасте 87 лет Лидия Делекторская покончила с собой.
 Ее последней волей была записка со словами: «Прошу положить рядом со мной рубашку Анри Матисса».

Согласно её желанию, прах её покоится на обычном кладбище в Павловске.

Просмотров: 89 | Добавил: mievasv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024