4 марта 1877 года (20 февраля по старому стилю) на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер.
Перед премьерой 36-летний композитор особенно волновался — это был первый в его творчестве балет, он давно хотел попробовать себя в этого рода музыке.
Премьера провалилась: на следующий день критики в пух и прах разнесли постановку.
«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду.
Рецензия на премьеру в «Санкт-Петербургских ведомостях»»
Но Чайковский был уверен, что через какое-то время балет оценят и он обретёт новую жизнь. Так и случилось.
Первой Одеттой была Пелагея Карпакова, о которой историк балета Дмитрий Мухин написал:
она старалась по возможности произвести фантастическое олицетворение лебедя, но как слабая в мимическом отношении особого впечатления не произвела.
Исследователи до сих пор спорят о том, кто исполнял в третьем акте роль Одиллии. На афише имя танцовщицы скрыто за тремя звездочками.
Никто из критиков и современников не находил и слова похвалы хореографии балета. Музыкальный критик Герман Ларош писал:
По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. По танцам — едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России.
Балетмейстер Лев Лукин иронизировал по поводу «замечательного умения» Рейзингера «вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения», и одновременно указывал, что характерные танцы «попросту позаимствованы им из других балетов».
Либреттист Модест Чайковский, младший брат автора музыки балета Петра Чайковского, упомянул о «бедности воображения балетмейстера».
Успех «Лебединого озера» у зрителей был невелик. Неудача первой постановки «Лебединого озера» была закономерной. Московская труппа, руководимая Рейзингером, не способна была постичь музыку Чайковского. Возможно, если бы балет попал сразу в руки Мариуса Петипа, его судьба оказалась бы иной. Вероятно, он нашел бы достойное воплощение еще при жизни композитора. К сожалению, малый успех балета в Москве закрыл ему доступ на петербургскую сцену, хотя друзья Чайковского ратовали за его постановку в Петербурге.
Дальнейшая история постановок
- 1880 год: балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль.
- 1894 год: в концерте, посвящённом памяти П. И. Чайковского, была впервые показана «лебединая» картина II акта балета в постановке Льва Иванова (главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).
- 1895 год: состоялась премьера спектакля в Мариинском театре. Балетмейстер Петипа совместно с М.И. Чайковским доработали либретто, а вместе с композитором Р. Дриго — партитуру. Версия Петипа—Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских.
- 1933 год: в бывшем Мариинском театре балет был поставлен вновь в редакции Агриппины Вагановой. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве, спектакль стал как бы «историческим», более бытовым. Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь: принцессу и её соперницу (Одетта — Галина Уланова, Одиллия — Ольга Иордан).
- 1967 год: венская постановка Рудольфа Нуреева, о которой Николай Цискаридзе сказал: «Нуреев ставил спектакли так, что из всех возможных комбинаций жестов и движений он выбирал самые неудобные».
- 1976 год: «Лебединая» картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии — как «Лебединое озеро»».
...На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые партитуры.
«Лебединое озеро» — это один из главных балетов в истории хореографии. Все знаменитые балерины танцевали партии Одетты-Одиллии.
На сцене Большого театра в этих ролях блистали Галина Уланова и Майя Плисецкая. Характеру Галины Улановой больше отвечал образ белого лебедя — Одетты, а характеру Майи Плисецкой больше соответствовал образ чёрного лебедя — Одиллии.
Этот балет и сегодня входит в репертуар ведущих театров. А знаменитые хореографы регулярно создают свои оригинальные версии «Лебединого озера».
По материалам ballet.classical.ru