В предрождественские дни захотелось снова полистать картинки от «Медной леди», которые проживает в Волгоградской области.
Медные полотна художницы из глубинки Людмилы Беляковой хранятся в музее Ватикана и в частных коллекциях Владимира Путина, Сергея Степашина, Людмилы Зыкиной, Олега Газманова…
РУКА ВСЕВЫШНЕГО
Людмила Белякова единственная в мире владеет технологией сверкающей живописи на цветных металлах. И утверждает, что ее дарование расцвело именно на волгоградской земле. Медные моногравюры с ликами Божьей матери, лебëдушки, зимних домиков, переливаясь удивительными красками, порождают философские размышления о смысле бытия, месте человека во Вселенной. Эти ощущения на картинах зрители получают от игры красок. На некоторых работах, в зависимости от изменения угла света, можно разглядеть около тридцати цветовых оттенков. Вместе с ними изменяется пространство и образы на них. Реальный мир становится вдруг сказочным, иногда неузнаваемым, но отнюдь не пугающим, а скорее манящим в грëзы любви или в иные миры.
Прагматичные же учëные ищут в пластинках, обработанных металлическими резцами и иглами, тайны физических процессов. Химики, например, убеждены, что по законам науки при различной обработке медь может давать не более девяти цветов. А тут – аж, тридцать! А может рукой художника управляет Всевышний?
ВОЛШЕБНОЕ ПЁРЫШКО
– По натуре я наблюдатель и мечтательница, – рассказывает Людмила Анатольевна. – С детства любила бродить по улицам и находить в цветах и деревьях удивительные оттенки. А ещë меня всегда привлекал металл. Помню, была в гостях у своей родственницы и отыскала в сундуке железное пëрышко. Вынесла его на улицу – и пëрышко заиграло необыкновенными тонами. Мне подумалось: а разве нельзя подобное сотворить человеку? Маленькая Люда рисовала с детства, освоила мастерство совмещения красок при поиске нужной гаммы, но перенести эти почти музыкальные симфонии на бумагу не хватало знаний или, как она сегодня объясняет, интеллигентного толчка со стороны. Тогда живопись осталась лишь увлечением. Потом Людмила стала учительницей русского языка. Но тяга к рисованию только усилилась.
И МЕТАЛЛ ПОКОРИЛСЯ
Однажды на глаза попалась статья в журнале об инженере Владимире Яволе, владевшего техникой нанесения рисунка на металл. Это сообщение долго не давало покоя. Отыскала мастера и стала брать у него уроки. В ту пору ей было сорок пять лет. На учëбу ушло три года. Но медные пластинки, которые родственник приносил с завода, долго не поддавались еë руке. Наносила рисунки – и все неудачно. Однажды вечером, махнув рукой, отложила очередную пластину-жертву подальше, чтобы не расстраиваться. А утром безнадëжно глянула на неë. И случилось чудо. Под лучами восходящего солнца рисунок на медной плоскости играл и сверкал необыкновенными красками.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ
Девяностые годы в семье Людмилы были самыми и трудными и счастливыми. Из Таджикистана, где прошла вся жизнь, пришлось бежать, в чëм стояли. К счастью, уцелели под пулями. Поселились в маленьком селе Подкуйково Руднянского района. Денег хватило на полуразвалившуюся хатëнку без воды и газа. Вместе с мужем Владимиром и тремя детьми обживались в незнакомом краю.
Односельчане оказались людьми сердечными. Помогали рассадой, добрым словом и советом по содержанию подсобного хозяйства. Но в основном всë проходило под девизом «Приказано выжить». Не было работы и средств для обустройства на новом месте. От тоски по прошлой жизни хотелось плакать. Впереди – неизвестность. Единственной отдушиной у Людмилы Анатольевны после напряженных трудных дней на собственном подворье было творчество.
РИСКОВАЯ ПОЕЗДКА
- Медные пластины словно подпитывали меня энергией, – вспоминает она. – На последние деньги покупала материалы, химикаты для нанесения рисунка. И вечерами, переделав все дела по хозяйству, садилась в укромном уголке и начинала творить. Но материальные проблемы давали о себе знать всë сильнее. И тогда они всей семьëй отважились поехать в Волгоград, на Аллею Героев. Им рассказали, что там художники выставляют свои творения. Ехали, рисковали, не зная, окупится ли дорога.
Первый выход на волгоградский «Арбат» превзошел все ожидания. Их с мужем Владимиром тут же обступили прохожие. Необычные картины притягивали покупателей будто магнитом. Раскупили почти всë. А потом подошëл незнакомец и предложил организовать выставку. Бывшая учительница не поверила своим ушам. Но незнакомец позвонил на следующий день им в село. И вновь повторил предложение...
ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС
Первая выставка состоялась в 1996 году в Волжском. Успех был ошеломляющим.
– Волжане оказались удивительно сердечными и доброжелательными, – вспоминает Людмила Белякова, – После выставки у нас появилось много друзей. Предложения о проведении выставок следовали одно за другим. Картины шли нарасхват. Пригласили показать их в Звëдном городке. Казалось, будто всë происходило во сне. Космонавты, чьи имена были на слуху лет тридцать-сорок назад, и их молодые дублеры восхищались еë работами.
ЗЫКИНА НА ПРОВОДЕ
Однажды раздался звонок.
– Богатый певучий голос моей любимой певицы Людмилы Зыкиной невозможно перепутать, - вспоминает Людмила Белякова. – Людмила Георгиевна благодарила меня за работы и обещала приехать в Волгоградскую область с концертами, как только здоровье поправится. И сказала, что во время гастролей очень хочет побывать у меня в гостях.
Обе Людмилы мечтали босиком пройтись по росе, подышать чистым воздухом, подлечиться козьим молочком. Но приехать не удалось. Доктора уже запретили Зыкиной дальние поездки. Задумка так и не исполнилась.
Но они перезванивались до последних дней жизни певицы...
Сегодня о Людмиле Белковой говорят как о русской художнице, создавшей новый метод и собственную технику сверкающей живописи на металле иглой и ножом. Впервые, без использования красок, она достигла более восьмидесяти оттенков цвета и непостижимый эффект свечения картины изнутри, объём и голографическое, постоянно меняющееся состояние изображения.
Источник:http://gg34.ru/news/heroes/31592-pokoritelnitsa-metalla-iz-volgogradskoj-glubinki.html
Людмила Анатольевна Белякова, создавая свои моногравюры, более двадцати лет работает в удивительной технике сверкающей живописи на цветных металлах. Она является автором техники моногравюры.
Еще, находять в творческих поисках, до открытия техники моногравюры, однажды вечером, закончив очередную работу, воскликнула «Опять испортила!» и оставила медную пластинку на рабочем столе. Настало утро, и увидев в сиянии солнечных лучей свою вчерашнюю работу, ахнула: «Вот оно, получилось! Именно то, что искала!»
"Я с удивлением увидела нечто живое и поняла, что именно это и есть по-настоящему мое. Обрадовалась и влюбилась в это дело навсегда" — вспоминала впоследствии художница.
Первая настоящая победа, увенчавшая многолетний поиск, носила название «Облака». И тогда Людмила Анатольевна стала искать дальше, стремясь добиться на плоскостном материале подлинной глубины — стереоэффекта и ощущения полноты жизни — игры цветов, гамма которых менялась бы в зависимости от угла зрения.
С первого взгляда все просто: на медную пластинку резцом на предусмотренную глубину, под определенным углом нужно нанести рисунок, покрыть лаком, отполировать. Почти что как раз-два-три. Гениальное всегда просто. Сложнее было придумать инструменты, найти нужные углы, придумать систему образования цветовой гаммы, ведь из красителей используется только естественная черная сажа.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 3
Довольно сложно было придумать название уникальному методу. Директор художницы — тот, кто помог ей выйти на простор и помочь другим прикоснуться к таинству чуда, Сергей Андреевич Ремизов немало поломал голову, прежде чем родилась «Беляковская моногравюра» (моно — потому что каждое произведение создается только в единственном экземпляре и не поддается точному воспроизведению).
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 4
Самые дотошные зрители насчитывают на гравюрах Беляковой более 40 цветовых оттенков. Хотя как раз им-то хорошо известно: при различной обработке медь может дать не более девяти цветов. Для химиков работа Людмилы Анатольевны — загадка из загадок. Они в один голос твердят, что фиолетовый оттенок при такой «технологии» получить невозможно. А она получила. И не один, а целую палитру от яркого, сочного до светлого, как самый нежный оттенок персидской сирени. А лазурно-солнечное небо? Не просто лазурное, нет. Здесь и розовый, и синий, и зеленый, и бледно-медный.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 5
Когда передвижная выставка народной художницы Беляковой проходила в Камышине, работники музея сконструировали особые светильники, которые посетители вращали сами, по-разному освещая полюбившиеся гравюры. Утро можно было превратить и в жаркий полдень, и в прохладный вечер. Разглядывать их можно было часами, удивляясь тонкости и изысканности рисунка, богатейшей цветовой гамме. А когда луч света падал с другой стороны, работы вспыхивали новыми, неожиданными красками и раскрывались совершенно по-новому. Из-за таких оптических свойств моногравюр их чрезвычайно сложно фотографировать, цвет на снимках может искажаться, а живые блики и радужность меркнут. Это похоже на невозможность полноценной видео- и фотосъемки северного сияния, свечение и игра цвета которого завораживают.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 6
За семнадцать лет было создано более трехсот работ и каждая требует месяца или более напряженного труда. Наносить рисунок сидя Белякова не может — сила нужна, прямо скажем, не женская, поэтому она работает стоя, наваливаясь на резак так, что рука становится белой и, в конце концов, просто немеет. А она часами рисует свои пейзажи, прекрасные цветы, диковинных птиц, пронзительные в своей проникновенности образы святых, тонкие по психологизму портреты и сюжеты.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 7
Гравюры Людмилы Анатольевны можно смотреть в любом настроении: сумрачном, когда душа устала от одиночества или тоски и кажется, что вот-вот настанет конец или бесшабашно-веселом, когда хочется жить и кажется, что весь мир создан для тебя, а он вдруг взял — и отодвинулся, а потом и вовсе исчез там, вдали, за горизонтом волшебства. А все потому, что работы Людмилы Анатольевны умиротворяют и успокаивают, врачуют душу и уводят из тьмы к свету. Потому что главное в них — сам свет. Причем свет направленный. Пока его нет, российская беляковская моногравюра просто гладкая медная поверхность с умело сделанным монохромным рисунком. Но поднеси свет — и они оживут. Изменчивые, как изменчив свет. Никаких сумеречных дней! Все играет и светится красками: полыхают закаты, лунный свет серебрится в реке, по озерной глади бежит рябь, перламутровые облака плывут по насыщенно-яркому небу…
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 8
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 9
Особое место в творчестве художницы занимает православная тема. Выгравированные ею изображения образов святых представляют собой не только высокохудожественные произведения искусства, но и заставляют глубоко задуматься о смысле бытия. Они способны посеять смятение в душе самого закоренелого атеиста. Они украшают православные храмы в России и за рубежом, одну из работ прямо с выставки приобрели для церкви в Софии: болгарин-священник заявил, что давно искал именно такую. Серебристо-жемчужные соборы. Спаситель. Просветленные лики Богоматери: Умиление, Казанская, Владимирская, Корсунская. Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Святой Николай, целитель Пантелеймон. При прямом свете они словно выходят из бледно-золотистого сияния, возвышенные и торжественно-строгие.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 10
«Во всех них частица моей души, а движет мною великая любовь, прежде всего к Богу, людям, своей семье» — проникновенно говорит Людмила Анатольевна.
Должно быть, именно здесь скрыт секрет и отсюда берет начало родник удивительного чувства красоты, гармонии.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 11
Люди, которые приходят на выставки, это чувствуют. Случается, что прямо в зале зрители плачут и подолгу всматриваются в работы Людмилы Беляковой, впитывая безграничную любовь к родной земле.
Свет в моногравюре Людмилы Беляковой, фото № 12
Красота стара, как мир, но восприятие ее всегда неожиданно и ново. И нам повезло, что мы можем наслаждаться этим удивительным даром — моногравюрой Людмилы Беляковой, которая делает мир красивее и добрее.
Ее персональные выставки прошли в Москве (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственная Дума РФ, Газпром, Центральное Телевидение, телекомпания ТВЦ, Союз журналистов), Санкт-Петербурге (в Смольном), Звездном городке, Волгоградском художественном музее, Министерстве иностранных дел, Ханты-Мансийске а также за рубежом: в Венгрии, Великобритании и Франции.
Многие работы, представленные в каталоге, находятся в частных собраниях известных людей России и других стран.
Информация взята с ее официального сайта.
© https://www.livemaster.ru/topic/524407-svet-v-monogravyure-lyudmily-belyakovoj