Святки - один из древнейших и главных праздников в календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. В период святок народ празднует Рождество Христово, Старый Новый год (Васильев день), Крещение Господне.
Традиционно Святки делились на две части :с 6 по 13 января –- «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и с13 по 19 января «страшные вечера» (с ночи под Старый Новый год и до Крещения Господня).
Завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице, гадания.
Святочные забавы – вековая традиция русского народа
Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как Святки
В “святые вечера” молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины
Вечер перед Рождеством называется Сочельником или Святым вечером. Каждая семья с трепетом ожидала, когда на небе появится первая звезда. Согласно традициям, именно в это время и следует садиться за предрождественский стол.
Еще с самого утра все хозяйки готовили 12 постных блюд для ужина, которые символизируют количество апостолов Христа и месяцев в году. Блюда ставят на стол, застеленный белой скатертью и покрытый сеном, напоминающим нам о яслях, в которых родился Сын Божий. По углам стола ставят головки чеснока, которые защищают всю семью от злых духов.
Одним из главных блюд Святого вечера является кутья. Ее принято готовить из толченой пшеницы и мака и заправлять медом, изюмом, орехами. Кроме этого, на столе должен быть узвар, вареники с картошкой или капустой, постный борщ с грибными ушками, постные голубцы из тертого картофеля, селедка, грибная подлива, фасоль, горох, тушеная капуста, бабошки.
Трапезу обязательно начинали с молитвы. После ужина хозяйки не убирали посуду со стола, поскольку верили в то, что ночью в дом придут духи их предков, чтобы поужинать.
Празднование Рождества Христова начиналось с похода на рождественскую службу в церковь, а затем вся семья собиралась за праздничным столом.
У наших предков в каждом доме накануне Рождества кроме елки было принято ставить и наряжать рождественский дидух - сноп из необмолоченных колосьев пшеницы. С древних времен наши предки верили в то, что в дидухе пребывают духи дедов-прадедов, покровителей дома.
Народные поверья связывают традицию изготовления дидухов с рождением Иисуса Христа. Когда Иисус родился, в хлеву было очень холодно, поэтому Иосиф заслонил щель в стене снопом из соломы.
Именно этот сноп и символизирует дидух.
Выносили этот атрибут Рождества из дома только накануне Старого Нового года, который отмечали 13 января. В некоторых регионах в сопровождении песен и танцев было принято сжигать дидух на дороге. В других местах сжигали только часть снопа, а из колосков мастерили «кропило», которым освящали дом. Наши предки верили в то, что если покропить дом святой водой, следующий год будет урожайным.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и действами. Так, в первый день Рождества совершали обряд славления Христа - Христославление.
Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки, горят.
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят,
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
«Христославы! Христославы!»
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственна, чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа…
«Христославы» — А. Коринфский
Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания пшеницей и рисом.
Сею, сею, посеваю:
С Новым годом поздравляю...
Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.
С этой же целью в течение всех святок по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.
Приходила Коляда Накануне Рождества.
Винограды красно-зелено моё!
Заходи, Коляда!
И вы, гости дорогие, заходите!
Добро пожаловать, красны девицы!
Мир дому вашему! Да пирогов вам с кашею!
Шли, было, мимо,
Да завернули до дыма.
Были мы в Париже,
Были ещё ближе.
Но нигде не видали такой весёлой компании, которая здесь собралась.
Гости пели колядки
Здравствуйте, столы, скамейки!
Здравствуйте, дорогая семейка!
Может, вы гостям и не рады,
Но не выгоняйте с ограды.
Мы вам песенку споём.
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Коляда, Коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота – подавай пирога!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством!
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население станиц и хуторов на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам. Молодежь же все время посвящала разнообразным развлечениям.
Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года. Этому способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи.
Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.
Вечерами молодежь нередко «машкаровалась» и ходила по станицам, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.
По народной легенде, «в эти страшные вечера Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь».
Во время страшных вечеров ряжеными, устраивались всякие бесчинства: воровство, обливания водой, обмазывание сажей, забрасывания хозяйственных вещей на крыши домов, заваливания ими дверей избы, ворот и др.
Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности.
Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана.
Испокон веков считалось, что Святки - самое благоприятное время, чтобы заглянуь в будущее. Соответственно именно в эти дни, начиная с Рождества и заканчивая Крещением Господним, принято гадать.
Святочные гадания
Гадания – ещё одна примета Святок. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.
Любое предсказание начиналось с обязательной похвалы хлебу и соли.
Хлебу да соли долог век, Слава!
Барышне нашей боле того, Слава!
Кому мы спели, тому добро, Слава!
Кому вынется, скоро сбудется, Слава!
Скоро сбудется, не минуется, Слава!
. Для того чтобы узнать, какой жизни следует ожидать в этом году, в блюдо, мешок,миску или валенок кладут разные предметы. Девушки должны выбрать одну из «посудин». Если внутри попадется зола, значит гадальщицу ожидает плохая жизнь, сахар-«сладкая» жизнь, кольцо - замужество, луковица - слезы, рюмка - веселая жизнь, золотое кольцо - богатство.
Под Старый Новый год гадали еще и на каше.
После снятия пенки наши прабабки смотрели на кашу - если она темная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая - быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку
.С давних пор на Старый Новый год было принято ходить по домам и щедровать. Молодые парни и девушки пели щедровки, желая добра и благополучия, а хозяева за это одаривали их мелкими деньгами и варениками с разной начинкой, по которой можно узнать свою судьбу на предстоящий год.
Вареники на Старый Новый год с сюрпризом (значение сюрприза)
Жёлтая монетка - к удовольствию.
Белая монетка - к семейным раздорам.
Колечко - к верной любви.
Пшено - безрезультатные хлопоты.
Гречка - благоприятные и доходные новости.
Тесто (мука) - к тяжёлой жизни.
Творог - к новым друзьям.
Грибы - к долгой и счастливой жизни.
Хлеб - к сытному году.
Горох - домашний покой.
Морковь - к богатырскому здоровью.
Огурец - к сильному мужчине.
Семечки - к новым плодотворным планам.
Чеснок - к браку по расчёту.
Соль - к слезам.
Сахар - к зависти.
Красный перец - к огорчениям.
Чёрный перец - к ссоре с друзьями.
Белая нитка - к долгой дороге.
Чёрная нитка - к близкой дороге.
Нитка с узелками - к непростому году.
Пуговица - к заветной обновке
В “страшные вечера”, по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе.
Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения, т.е. 19 января, они прекращались.
А пели парни такие колядки:
По деревне пройдём,
Что-нибудь да сделаём:
Дров поленницу рассыплем
Или двери закладём!
Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы.
Материал подготовил научный сотрудник ГБУК РО
«Старочеркасский музей-заповедник»
Буханенкова Н.Н.
И другие источники в интернете