О фильме:
В своё время председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин был настолько удручён неудачами советских телепрограмм,( обусловленных отнюдь не только качеством плёнок "Свема" и "Тасма", на международных конкурсах), что пригласил именно их, сотрудников Главной Редакции Музыкальных программ, режиссёра Евгения Гинзбурга и сценариста Бориса Пургалина, для создания чего-нибудь конкурентоспособного на очередном конкурсе в швейцарском городе Монтре.
И они, имевшие опыт работы c "Голубыми Огоньками" и программой "Артлото", и создавшие к тому моменту уже четыре Бенефиса, не подвели.
Результатом их работы стал теле-мюзикл "Волшебный Фонарь", названный в честь старинного проекционного аппарата, в пародийной форме обыгрывающий историю мирового кинематографа.
«Волшебный фонарь» — это вокальная феерия «по мотивам изобретения братьев Люмьер», состоящий из трех частей - "Любовник", "Дочь" и "Про Фантомаса"; музыкальный фильм-пародия на зарубежные фильмы:
начиная с 28 февраля 1895 года, когда в подвальчике "Гран кафе" на парижском бульваре Капуцинов братья Огюст и Луи Люмьер устроили публичный показ своего синематографа, и обыгрывая по дороге всевозможные кинематографические жанры и приёмы.
Здесь и мотивы чаплинских Огней Большого Города, и ковбойский вестерн, и пастораль а-ля Фанфан-Тюльпан, и даже столь милый сердцу советских кино-деятелей ужастик в лице Фантомаса.
И всё это с использованием красочных костюмов и декораций, хорошо и свободно поставленной хореографией, и главное музыкой, подобранной отнюдь не из патриоточеских соображений.
Это фирменный стиль Гинзбурга явственно ощущаемый с самого начала, когда люмьеровское Прибытие поезда озвучивается аранжировкой Поезда на Чаттанугу-Чучу.
Можно только догадываться, что испытывал руководитель Гостелерадио, слушая исполнение Караченцовым, Гурченко и Пугачёвой фривольного текста на мотив арий из рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда".
Тем более, что по условиям конкурса представленные программы обязаны были иметь хотя бы один внутринациональный эфир.
И решение было найдено:
"Волшебный Фонарь" был неожиданно пущен в эфир Центрального Телевидения в пасхальную ночь1976года,чтобы отвлечь население от крестного хода.
Показ прошёл без объявления в программе передач, около полуночи (тогда ночью был перерыв в вещании), только чтобы поучаствовать в швейцарском конкурсе
.
На следующий же день легенды об исполнении по советскому телевизору арии из Jesus Christ Superstar уже передавались из уст в уста :)Шок был изрядный:
Второй раз фильм показали на Новый год,
ночью 1 января 1977 года, примерно на полчаса раньше, чем было указано в программе,показали
как-то хитро, в программе было написано, что сразу после Голубого огонька, а на самом деле показали часа в 4 утра, не все дождались показа
По некоторым свидетельствам, фильм на этот раз несколько сократили
Фильм снят в популярном тогда жанре телемюзикла. То есть сюжет практически отсутствует, зато в фильме много поют и пляшут. При этом «Волшебный фонарь» еще и назван «пародией», что являлось прямым лукавством со стороны создателей картины. Пародия предполагает, что публика хорошо знакома с объектом пародирования. Но, скажите, много ли советских граждан в 1976 году смотрели рок-оперу Jesus Christ Superstar, чтобы понять, что куплеты Гурченко в оригинале звучат как Jesus must die?
Очевидно, что большинство зрителей никакой пародии не усмотрели, а просто с удовольствием слушали отличные мелодии с русским текстом.
Зато авторы «Волшебного фонаря» не парясь с авторскими правами заполучили для фильма превосходные песни. Как, например, Let It Be в исполнении Кикабидзе. Это просто шедевр. Чего стоит грузинский жест с поднятым пальцем в битловской кавер-версии!
В итоге всё кончилось хорошо: Гинзбург получил за свою работу выговор за хулиганство, Волшебный Фонарь — Золотую Розу Монтре, композитор Георгий Гаранян — приз за лучшее музыкальное оформление, а миллионы людей — глоток свежего воздуха.
Фильм больше не повторяли, он получился слишком смелым и попал на полку.
Фильм побил все рекорды по запрещенности используемой музыки («Биттлз», «Иисус Христос Суперзвезда», «Крестный отец»), а также вывела Николая Караченцова на первое место по созданию женских образов среди актеров-мужчин.
Великолепнейший мюзикл с незабываемыми, остроумными номерами.
. Потрясает умение сделать качественную вещь при весьма скромных средствах, в отличие от нынешних одноразовых шоу, где изведена куча денег на декорации, а внутри убожество.
|