Бандура

Основные сведения

 


Бандура
Бандура

 

Бандура — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12-25, на современных — 53-64) частью натягиваются над грифом (так называемые бунты, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).

Строй бандуры смешанный, в нижнем регистре квартово-секундовый, в верхнем преимущественно диатонический, в современных инструментах — хроматический. Играют на бандуре, перебирая струны пальцами с надетыми специальными напёрстками или без них.

Происхождение

Бандура — инструмент очень древнего происхождения, так как имеет сходство с инструментами восточных народов, например, китайской и индийской баною. Бандура напоминает собой испанскую гитару и имеет сходство с пандорой, на которой греческие рапсоды воспевали подвиги своих героев, а также с бзурою, народным инструментом крымских татар.

Устройство

Составные части Бандуры: короткий и широкий гриф, называемый ручкой; отогнутая часть грифа называется головкой, в которой сидят колки (килочки) для подтягивания и опускания струн. Кузов бандуры имеет вид выпуклого овала, напоминающий выдолбленную тыкву; он называется спидняком. Окружность овала спидняка выдвигается немного в сторону (как края у миски) для удобного помещения колочков, которые держат короткие струны бандуры, и называется бpямкой. Дека, покрывающая спидняк, носит название верхняка, или дейки. В самой нижней части деки, против грифа, идет полоска дерева, схваченная плотно 2 — 3 винтами — приструнник, к которому прикрепляются струны. В середине деки прорезано круглое отверстие — голосник для распространения звука (голос выдае). Между приструнником и голосником, ближе к первому, помещена деревянная подставка — кобылка, на которой лежат все 12 струн.

Бандура делается обыкновенно из цельного липового дерева, имеет 12 струн: 6 толстых и длинных и 6 более тонких и коротких. Струны больших размеров зовутся бунтами и тянутся от приструнника вдоль деки и всего грифа, где в головке намотаны на килочки. Первая струна, крайняя, длинная (бас) сделана из овечьей кишки и обмотана канителью (сухозолотицей), 2-я и 3-я (басы) также из кишок (кишкови), 4-я медная (дротова), 5-я наз. прийма, 6-я — терция (обе из кишок, наз. римська, т. е. из кишок прозрачных, лучшего достоинства), 6 остальных струн — приструнники — все из кишок. Эти приструнники направлены не к грифу, а к верхней части деки, где и прикрепляются. Недостаток резонанса бандуры, если корпус ее мал, заставляет заменять приструнники кишечные — медными, благодаря чему бандура выигрывает в звонкости. Число струн бандуры бывает и больше 12, иногда доходит до 25—30.

Современные типы бандур

В советское время бандура была трансформирована в тяжёлый, немобильный, многострунный инструмент. Однако сохранилась в первозданном виде она благодаря усилиям архитектора и музыканта Георгия Ткаченко. Сегодня бандура обновлена молодыми работниками Киевского кобзарского цеха под руководством художника и музыканта Николая Будника.

В наши дни концертные бандуристы в Украине используют инструменты киевского типа. Преимущественно производства Черниговской или Львовской музыкальной фабрики. Эти инструменты сделаны по конструкции И. Скляра и В. Герасименко. Стандартная бандура прима имеет 55-58 струн и настроена в тональности соль мажор. Концертные инструменты отличаются от бандуры примы тем, что имеют механику для перестраивания приструнков. Концертные инструменты имеют 61-65 струн. Обе фабрики изготавливали инструменты детских розмеров. Львовская фабрика выпускает ещё и подростковую бандуру, которую тоже можно заказать с механическим перестраивателем.

В диаспоре популярны бандуры харьковского типа (конструкции братьев Гончаренко). Инструменты бывают диатоническими (34-36 струн), полухроматическими и хроматическими. Снабжены механикой для перестраивания отдельных струн.

В 60-х годах были сделаны экспериментальные Киевско-Харьковские бандуры конструкции И. Скляра, которые, к сожалению, не укоренились в Украине. Инструмент был построен на основе Киевской бандуры и для игры харьковским методом он не был удобен. Сложная механика для перестраивания тональности негативно влияла на акустические особенности концертных вариантов этого инструмента.

В последнее время были сделаны попытки возродить харьковскую бандуру в Украине. В. Герасименко сделал несколько вариантов харьковской бандуры, последний снабжён тотальной механикой для перестройки, но инструменты ещё не совершенны, их ещё не выпускают серийно.

Видео: Бандура на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники: